Говорят, что в Японии
восемь миллионов божеств. Это почти
соответствует действительности. В японской
религии синто, или синтоизме, как называют ее
европейцы, к числу божеств, именуемых ками,
относятся божественные предки японского народа:
духи гор, рек, камней, деревьев, огня, ветра;
божества – покровители отдельных местностей и
ремесел; божества, олицетворяющие человеческие
добродетели; духи умерших. Ками незримо
присутствуют везде и всюду и участвуют во всем
происходящим. Они буквально пронизывают
окружающий мир.
Само название религии «синто» состоит из двух
иероглифов: «син» и «то». Первый переводится как
«божество» и имеет еще другое прочтение –
«ками», а второй иероглиф означает «путь». Таким
образом, дословный перевод «синто» - «путь
богов». Что же стоит за столь необычным
названием? Строго говоря, синто – языческая
религия. Основу ее составляют культ предков -
поклонение силам природы. Синто - национальная
религия, адресованная не всему человечеству, а
только японцам. Она возникла в результате
объединении верований, распространенных в
отдельных местностях Японии, вокруг культа,
который сложился в центральной провинции Ямато и
связан с божествами – предками императорского
дома.
В синто сохранились и продолжают жить древнейшие
формы верований, такие, как магия, тотемизм
(почитание отдельных животных в качестве
покровителей), фетишизм (вера в
сверхъестественную силу талисманов и амулетов).
В отличие от многих других религий синто не может
назвать своего конкретного основателя –
человека или божество. В этой религии вообще
отсутствуют четкие различия между людьми и ками.
Люди, согласно синто произошли непосредственно
от ками, Живут в одном мире с ками и могут
переходить в разряд ками после смерти. Поэтому
синто не обещает спасения в каком-то ином мире, а
идеалом считает гармоничное существование
человека с окружающим миром, в духовном единстве.
Еще одной особенностью синто является множество
ритуалов, сохранившихся практически без
изменений на протяжении веков. В то же время
догматика синто занимает по сравнению с
ритуалами весьма незначительное место. В начале
в синто вообще не было никаких догм. Со временем
под влиянием заимствованных с континента
религиозных учений отдельные священнослужители
пытались создать догматы. Однако в результате
возник лишь синтез буддийских, даосских и
конфуцианских идей. Они существуют независимо от
собственно религии синто, основным содержанием
которой до настоящего времени остаются обряды.
В отличие от других религий синто не содержит
моральных установок. Место представлений о добре
и зле здесь занимают понятия чистого и нечистого.
Если человек «запачкался», то есть совершил
нечто неподобающее, он должен пройти через
ритуал очищения. Действительным грехом в синто
считается нарушение мирового порядка – цуми, и
за подобный грех человеку придется платить после
смерти. Он отправляется в Страну Мрака и там
ведет тягостное существование в окружении злых
духов. Но развитого учения о загробном мире, аде,
рае или Страшном Суде в синто нет. Смерть
рассматривается как неизбежное затухание
жизненных сил, которые затем возрождаются вновь.
Синтоическая религия учит, что души умерших
находятся где-то неподалеку и ничем не
отгорожены от мира людей.
Для последователя синто все основные события
происходят в этом мире, который рассматривается
как лучший из миров. От приверженца этой религии
не требуется ежедневных молитв и частных
посещений храмов. Вполне достаточно участия в
храмовых праздниках и исполнения традиционных
обрядов, связанных с важными событиями жизни.
Поэтому сами японцы нередко воспринимают синто
как совокупность национальных обычаев и
традиций. В принципе ничто не мешает синтоисту
исповедовать любую другую религию или даже
считать себя атеистом. На вопрос о религиозной
принадлежности очень немногие японцы отвечают,
что они синтоисты. И все-таки исполнение обрядов
синто неотделимо от повседневной жизни японца с
момента рождения до самой смерти, просто в
большинстве своем обряды не рассматривается как
проявление религиозности