главная страницаэнциклопедиясинтоизм и конфуцианствосинтоизм
и буддизмсловарь
синтоизм и буддизм
Секта Кэгон, оформившаяся и набравшая
силу в VIII веке, превратила принадлежавший ей
столичный храм Тодайдзи в центр, претендовавший
на объединение всех религиозных направлений, в
том числе и на сближение, синтез буддизма и
синтоизма. Опираясь на принцип хондзи суйдзяку,
сущность которого сводилась к тому, что
синтоистские божества - это всё те же будды в их
очередных перерождениях, секта Кэгон заложила
основу так называемого ребусинто ("двойной
путь духов"), в рамках которого буддизм и
синтоизм, некогда враждовавшие, должны были
слиться в единое целое. Это движение имело
определённый успех. Японские императоры
официально обращались к синтоистским богам и
храмам с просьбой оказать помощь в сооружении
Тодайдзи и возведении статуи Вайрочана. Они
заявили также, что считают своим долгом
поддерживать и буддизм, и синтоизм. Некоторые
почитаемые ками (примерно так же, как и даосские
божества в Китае) удостаивались статуса
бодисатвы. Буддийские монахи нередко принимали
участие в синтоистских празднествах и т. п.
Особый вклад в сближение буддизма и синтоизма
внесла секта Сингон (санскр. "мантра"),
распространившаяся в сравнительно недавнее
время из Индии и почти неизвестная в Китае (кроме
Тибета). Основатель секты Кукай (774-835) сделал
основной акцент на культ будды Вайрочана,
воспринимавшегося в рамках этого учения как
символ космической Вселенной. Через
причастность к космосу и космической
графической Вселенной (мандала) с изображением
различных будд и бодисатв на ней человек
приобщался к буддийской символике и обретал
надежду на просветление и спасение. Обилие будд и
бодисатв и магически-символическая связь с ними,
многие мистические ритуалы секты Сингон
позволили сблизить буддизм и синтоизм,
отождествить синтоистские божества,
олицетворявшие силы природы, с космическими
силами и буддами буддизма.
Внеся важнейший вклад в рибусинто, секта Сингон
объявила главных японских ками аватарами
различных будд и бодисатв, в том числе Аматэрасу -
аватарой будды Вайрочана. Синтоистские божества
гор тоже стали рассматриваться как воплощение
будд, и именно это учитывалось при строительстве
там крупных буддийских монастырей. Даже во
многих синтоистских храмах заправляли
буддийские монахи. Только два важнейших, в Исэ и
Идзумо, сохраняли свою независимость. С течением
времени эту независимость стали активно
поддерживать и японские императоры, видевшие в
синтоизме опору своего влияния. Но это было уже
связано с общим ослаблением роли императоров в
политической жизни страны.