синтоизм |
главная страница энциклопедия синтоизм и конфуцианство синтоизм и буддизм словарь
синтоизм и конфуцианство Ямадзаки Ансаи, как и другие японские
конфуцианцы, стремился сочетать конфуцианские
принципы с нормами синтоизма. Он выдвинул теорию,
согласно которой неоконфуцианское ли (не старое
"ли" Конфуция, т. е. церемонии, ритуал, а иное,
неоконфуцианское - великий принцип, всеобщий
порядок) - это и есть та божественная сила
природы, которая проявляет себя через посредство
всех традиционных "восьми миллионов"
синтоистских ками во главе с великой Аматэрасу.
Толчок в сторону сближения неоконфуцианства с
синтоизмом имел в условиях XVIII-XIX вв. немалый
политический смысл. Культ древности и великих
идеалов прошлого, изучение истории Японии,
истоков её культуры способствовали
своеобразному возрождению синтоизма, укреплению
его норм во всех сословиях, и прежде всего в
самурайстве с его склонностью к идеям величия
предков и преданности господину. Постепенно этот
культ, переработанный сквозь призму
конфуцианского отношения к правителю, к
государю, всё более определённо стал относиться
именно к японскому императору - прямому потомку
великой Аматэрасу, единственному законному
правителю Японии. |
|